В Journal of Classical Sociology опубликована статья Дмитрия Узланера и Кристины Стоекл "Наследие Питирима Сорокина в транснациональных объединениях моральных консерваторов".

В "Социологическом журнале" опубликована статья Николая Головина "Фердинанд Тённис и Питирим Сорокин: некоторые уточнения о научных контактах классиков социологии".

***

Uzlaner D., Stoeckl K. The legacy of Pitirim Sorokin in the transnational alliances of moral conservatives // Journal of Classical Sociology. 2018. Vol. 18, N 2. P. 133-153.

Авторы рассматривают Сорокина как одну из узловых точек для современного морального консерватизма. Как ученый Сорокин был сдвинут на маргинальные позиции в своей дисциплине, но его наследие как общественного интеллектуала сохранилось в Соединенных Штатах и  в последние три десятилетия стало востребовано в России. В статье рассматривается рецепция Сорокина в этих двух странах, граждане которых способствовали усилению транснационального феномена морального консерватизма XXI в. В этом контексте особенно важны четыре аспекта наследия Сорокина: его акцент на ценностях, его понятие «чувственной культуры», его представления о семье и его видение морального возрождения. Авторы заключают, что Сорокин выступает в качестве узловой точки, которая связывает отдельных субъектов и идеи на стыке национальных, культурных и языковых барьеров. Статья основана на анализе документов и первоисточников морального консервативного дискурса, на качественных интервью и на научной литературе.

***

Головин Н.А. Фердинанд Тённис и Питирим Сорокин: некоторые уточнения о научных контактах классиков социологии // Социологический журнал. 2018. Том 24, № 2. C. 160-177

На материалах контактов русско-американского социолога П.А. Сорокина (1889‒1968) и одного из основателей немецкой социологии Ф. Тённиса (1855‒1936) исследуется малоизученное в истории социологии участие П.А. Сорокина в деятельности немецкого социологического сообщества в 1923‒1936 годах.
Для вхождения П.А. Сорокина в немецкое научное сообщество после изгнания из советской России в 1922 году поначалу были значимы рецензии в германских социологических журналах на его книги. Сам П.А. Сорокин придавал большое значение личным связям, особенно налаживанию контактов с Ф. Тённисом, с которым у него обнаруживается единство во взглядах на сущность социальности, мировоззренческие основания, предмет и функции социологии. Интерпретируется личная переписка двух классиков социологии, при этом восполнен утраченный в ранее опубликованном русском переводе фрагмент письма П.А. Сорокина Ф. Тённису от 01.09.1935, раскрывающий ответный интерес Ф. Тённиса к профессиональному контакту с П.А. Сорокиным. Рассматривается их институционализированная научная коммуникация как авторов и участников журнального симпозиума о социологии в 1929‒1931 годах, организованного культурным антропологом и социологом Р. Турнвальдом (1869‒1954) в журнале “Sociologos: Zeitschrift für Völkerpsychologie und Soziologie”, содержащая высокую оценку Ф. Тённисом представлений П.А. Сорокина о социологии как научной дисциплине. Одновременно с интерпретацией дальнейшей личной переписки рассматривается участие П.А. Сорокина в юбилейном сборнике научных статей к 80-летию Ф. Тённиса, что позволяет полнее раскрыть обстоятельства работы над книгой «Социальная и культурная динамика».
Использованные в статье малоизученные материалы научной коммуникации двух классиков социологии дополняют хорошо известные факты их научных биографий и помогают уточнить их идейный вклад в международную институционализацию социологии в 1920‒1930-е годы.