0980Ранний период в научном становлении Питирима Сорокина, как профессионального социолога условно можно определить от первых публикаций в начале 20го века и до 1920 года, когда вышла его работа Система социологии, представленная к публичной защите докторской диссертации по социологии.

Особенности этого периода состояли в том, что научный интерес в это время был тесно переплетен с его политической деятельностью. Участие в революционном движении, направленном на демократизацию российского полуфеодального общества определяли его интерес к основным институтам общественного устройства, мотивации человеческого поведения и связи теоретического наследия европейской общественной мысли с российскими реалиями для проведения общественным реформ.

Именно в этот складывается «сорокинская методология» социологического исследования, основанная на широком и детальном анализе работ предшественников и современников, с последующим выделением собственного подхода и неисследованной предметной области. Сорокин по прежнему считается одним из наиболее энциклопедичных социологов с широчайшим научным кругозором.

В ранний период закладывается «дневниковая» черта Питирима Сорокина, которая в американский период постепенно уходит, но дневниковые записи сыграли огромное значение для написания основным работ по социологии революции, в дальнейшем, для написания автобиография, которая одновременно стала и главным амитологическим исследованием Сорокина. (см. Кротов).

Наконец, в ранний период в многочисленных публикациях по актуальным общественно-политическим темам формируется «общественный», или образовательный характер сорокинской социологии. Любое крупное социологическое исследование Сорокин считал необходимым донести не только до профессиональной аудитории, но и до широких общественных слоев и государственных деятелей.

Ранний период заканчивается и формированием основных мировоззренческих позиций Сорокина, которые в дальнейшем стали неотъемлемой частью его социологии.

Первый рубеж в процессе формирования научных взглядов можно отнести периоду около 1910х годов, в период его учебы и работы в Психоневрологическом институте под влиянием ДеРоберти и Ковалевского, затем в университете под влиянием Петражицкого, а также Калистата Жакова, в этнографической экспедиции которого участвовал Сорокин.

В это время происходит преобразование Сорокина крестьянина и будущего священника в Сорокина – ученого, ставившего научное исследование выше церковного постулата. Манифестацией этого перехода стала его статья в 1912 году "Лев Толстой, как философ", где Толстой представлен создатель гармоничной и логической философской доктрины. Магистерская диссертация в области уголовного права, изданная в 1913 году как "Преступление и кара, подвиг и награда" стала еще одной работой, где прослеживаются мировоззренчесикие методологические позиции Сорокина.

Принято считать что данная работа, как и его Система социологии представляют синтез неопозитивизма и бихевиоризма.

Работы П.А. Сорокина

Преступление и кара, подвиг и награды: Социологические этюды общественных форм общественного поведения и морали. 1914, СпБ. Издательство Добыжева.

Л.Н.Толстой, как философ. 1915. Москва, издательство Посредник.

Система социологии в 2 томах. 1920. СпБ. Колос1914 О социологии. Преступление и кара, подвиг и награда.-СПб.-78с.

Другие источники 

статья Инны Пономаревой